Положение об отделении социально-бытового обслуживания на дому
ГБУ «КЦСОН Большеболдинского муниципального округа»
- Общие положение.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 5.11.2014г. № 146-3 «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области», Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 05.08.2021г. № 602 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, и иных государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области".
1.2. Отделение социально-бытового обслуживания на дому является структурным подразделением ГБУ «КЦСОН Большеболдинского муниципального округа».
- Задачи отделения социально-бытового обслуживания на дому.
2.1. Отделение социально-бытового обслуживания на дому создается для оказания постоянной или временной помощи на дому гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию либо возможность осуществлять самообслуживание и обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и нуждающимся в постороннем уходе, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и создания условий для пребывания граждан в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
2.2. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому осуществляется в соответствии со стандартом социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
2.3. Основными задачами отделения социально-бытового обслуживания на дому являются:
а) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому;
б) предоставление гражданам на дому социальных услуг, в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг, оказываемых отделением социально-бытового обслуживания на дому, а также оказания по их желанию дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением.
- Категории граждан, обслуживаемых в отделении социально-бытового обслуживания на дому.
3.1. Социальные услуги предоставляются лицам, признанным в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в социальном обслуживании, в форме социального обслуживания на дому в отделении социально-бытового обслуживания на дому в виду частичной утраты способности к самообслуживанию:
а) граждане пожилого возраста (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет);
б) инвалиды;
в) дети и дети-инвалиды, члены их семей.
- Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых в отделении социально-бытового обслуживания на дому.
4.1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателю социальных услуг по месту пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их жительства.
4.2. Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому:
а) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
д) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
ж) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
з) срочные социальные услуги.
- Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в отделении социально-бытового обслуживания на дому.
5.1. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, включает в себя следующие действия:
а) принятие заявления о предоставлении социальных услуг;
б) информирование о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
в) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
г) заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
д) предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
е) прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
5.2. Сроки реализации действий, предусмотренных пунктом 5.1., не могут превышать сроки, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5.3. Для зачисления на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому граждане представляют в ГБУ «КЦСОН Большеболдинского муниципального округа» (далее – поставщик социальных услуг) следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальных услуг (подается лично или его законным представителем письменной или электронной форме);
б) копию документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг (представителя);
в) копию документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении представителя);
г) индивидуальную программу предоставления социальных услуг с прилагаемой к ней выпиской из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, содержащей сведения о среднем душевом доходе получателя социальных услуг;
д) справку о составе семьи заявителя;
е) медицинское заключение о состоянии здоровья;
ж) копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС).
По своему желанию получатели социальных услуг (представители) могут представить иные документы, которые, по их мнению, имеют значение для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
5.4. Поставщик социальных услуг анализирует представленные заявление с документами, необходимыми для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, и принимает решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг.
Поставщик социальных услуг вправе отказать (приостановить) получателю социальных услуг в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в том числе временно, в случае непредставления получателем социальных услуг документов, необходимых для предоставления социальных услуг, указанных в подпунктах «б», «в» пункта 5.3, которые получатель социальной услуги в соответствии с действующим законодательством обязан предоставить лично.
5.5. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ и на основании договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, заключенного между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н (далее - договор).
При заключении договора получатели социальных услуг (представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг. Договор составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается получателю социальных услуг. Второй экземпляр хранится у поставщика социальных услуг.
Получатель социальных услуг обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
5.6. При отсутствии мест в отделении социально-бытового обслуживания на дому граждане, нуждающиеся в обслуживании на дому, зачисляются на обслуживание в порядке существующей очередности с учетом прав на внеочередное предоставление социальных услуг.
5.7. При необходимости, на период до зачисления гражданина на обслуживание в отделение социально - бытового обслуживания на дому работниками отделения срочного социального обслуживания организуется социальный патронаж гражданина.
5.8. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за полную или частичную плату в соответствии с Порядком взимания платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной формах социального обслуживания, утвержденным приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 22 августа 2024 г. № 730.
Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в соответствии с договором.
5.9. Получателям социальных услуг по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату осуществляется предоставление дополнительных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, сверх социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. № 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области", в рамках полномочий, установленных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
5.10. Объем предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому не может быть меньше объема, предусмотренного получателю социальных услуг в ИППСУ и договоре.
- Прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
6.1. Получатель социальных услуг имеет право отказаться от предоставления социальных услуг, в том числе на определенный срок. Отказ оформляется письменным заявлением получателя социальных услуг на имя руководителя поставщика социальных услуг. Поставщик социальных услуг вносит отказ в ИППСУ.
Отказ получателя социальных услуг от социального обслуживания, социальной услуги освобождает министерство социальной политики Нижегородской области и поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социальных услуг.
6.2. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:
а) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
б) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с ИППСУ и (или) истечение срока действия договора;
в) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
г) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
д) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
е) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
При наступлении обстоятельств (обстоятельства), указанных в настоящем пункте, договор расторгается (прекращается).
6.3. Основание для отказа, в том числе временного, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому может являться наличие медицинских противопоказаний, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 202н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии (об отсутствии) таких противопоказаний".
Поставщик социальных услуг не позднее 1 рабочего дня со дня расторжения (прекращения) договора с получателем социальных услуг в установленном порядке вносит сведения о получателе социальных услуг в регистр получателей социальных услуг.
- Организация работы отделении социально-бытового обслуживания на дому.
7.1. Отделение социально-бытового обслуживания на дому возглавляет заведующий отделением, имеющий профильное образование, назначаемый директором учреждения.
7.2. Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате учреждения.
7.3. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:
а) четырех получателей услуг, проживающих в жилых помещениях, в которых отсутствуют или центральное (индивидуальное газовое) отопление или водоснабжение - неблагоустроенный фонд;
б) восьми получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях, имеющих центральное (индивидуальное газовое) отопление и водоснабжение – благоустроенный фонд.
7.4. При формировании отделения социально-бытового обслуживания на дому для обслуживания граждан, проживающих в домах с различной степенью благоустройства, общая численность обслуживаемых в отделении граждан определяется исходя из полного заполнения штатных единиц социальных работников в соответствии с нормативами, указанными в пункте.
7.5. К обслуживанию граждан могут привлекаться отдельные лица на условиях частичной занятости и оплаты труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
7.6. Периодичность посещения социальным работником получателя социальных услуг определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости их в уходе, но не менее 2 раз в неделю.
7.7. Социальные работники исполняют свои трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией и графиком посещения получателей социальных услуг. График составляется социальным работником с учетом индивидуальной потребности получателей услуг и дальнейшем согласованием с заведующим отделением. График составляется и согласовывается с заведующим отделением не позднее 1 числа каждого месяца. В случае изменения графика посещения обслуживаемых граждан социальный работник обязан сообщить об этом заведующему отделением и предоставить график с внесенными изменениями для согласования с заведующим.
7.8. На каждого гражданина, принятого на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому, формируются личное дело, включающее документы, представленные гражданином при зачислении на обслуживание в отделение социально-бытового обслуживания на дому.
7.9. По согласованию с директором и на основании заявления получателя социальных услуг, заведующий отделением докладной запиской вправе производить замену социального работника, оказывающего социальные услуги на дому.
7.10. Социальный работник ведет журнал регистрации оказанных социальных услуг на каждого получателя услуг (в случае, если получателями услуг являются супружеская пара, журнал регистрации оказанных услуг ведется на каждого из них), в котором своевременно регистрируется: вид оказанной услуги, дату ее оказания, подпись получателя услуг и социального работника. Журнал регистрации оказанных социальных услуг находиться у получателя услуг.
7.11. Социальный работник обязан в письменной форме своевременно сообщить заведующему отделением в случае, если:
- получатель социальных услуг направлен на стационарное лечение в медицинское учреждение;
- получатель социальных услуг выехал в другой населенный пункт или за пределы района на неопределенный срок.
7.12. На основании утвержденных ежегодных планов работы, заведующими отделением проводятся плановые проверки. Предметом плановой проверки является - контроль за объемом и качеством предоставляемых социальных услуг, соблюдения графика посещения и учета рабочего времени социальных работников, ведение журнала оказанных социальных услуг получателям услуг.
7.13. Плановые проверки работы социальных работников проводятся не реже двух раз в год. По итогам контрольных мероприятий составляется справка. Если в результате плановой проверки выявлены нарушения, по результатам которой составляется акт, в течение 30 рабочих дней проводится внеплановая проверка социальных работников. Внеплановая проверка проводится на основании приказа директора учреждения. Основанием для проведения ее является, мотивированная докладная записка заведующего отделением.
- Оценка качества социальных услуг
8.1. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
1) показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;
2) обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере социального обслуживания на дому (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
3) численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;
4) полнота предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
5) доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг);
6) укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
7) наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;
8) состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации социального обслуживания на дому;
9) повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
8.2. При оценке качества социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
8.3. Показатели качества предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг, определенному Порядком.
8.4. Условия предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому устанавливаются в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" с учетом условий, установленных получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре, определяемых Порядком.
- Ответственность
9.1. Заведующий отделением несет ответственность за организацию качественного и своевременного выполнения возложенных на отделение настоящим Положением функций.
9.2. Сотрудники отделения, предоставляющие социальные услуги, несут ответственность за качество оказанных услуг получателям.
9.3. Заведующий и сотрудники отделения несут персональную ответственность за правильность оформляемых ими документов, их соответствие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению.